Консультация для воспитателей на тему: «Агрессивный ребенок»
Агрессивность, по мнению исследователей, является результатом взаимодействия биологических и социальных факторов. Поскольку она встречается у всех видов животных, большинство ученых сходится на том, что у нее есть не только социальная, но и биологическая основа.
Об этом говорит и тот факт, что агрессия у детей возникает лишь в определенном возрасте. Агрессией принято называть такую активность, которая сочетает в себе враждебный настрой по отношению к окружающим, состояние гнева и злости. При этом агрессия может проявляться в частых спорах, провокациях конфликтов, нарушениях установленных правил, оскорблениях.
Понятия агрессия, агрессивность носят отпечаток негативности, что не совсем справедливо. Агрессивность в какой-то мере необходима для самосохранения, овладения знаниями, познания мира. Любовь нуждается в некоторой доле агрессии для завоевания объекта любви. Очень часто агрессия проявляется как гнев, обида на невозможность достижения желаемого, на боль. Агрессия может проявляться как непосредственная разрядка на напряжение. Агрессия может быть открытой или скрытой, пассивной, что выражается в отказе, сопротивлении требованиям окружения. Последние исследования американских психологов показывают, что у некоторых людей есть предрасположенность к агрессивному поведению (выявлен ген агрессии у преступников), и что дети, которые злоупотребляют сладким, во взрослой жизни склонны к агрессии.
Детская агрессия чаще возникает из-за психологических проблем, с которыми ребенок не в состоянии справится. В разном возрасте агрессия (в норме) проявляется по-разному:
- голодный малыш до года может кричать и сердиться;
- годовалый малыш, разозлившись, может ударить маму;
- в полтора года, рассердившись, ребенок кричит так, что взрослые не могут понять, что с ним происходит;
- двухлетний малыш, не раздумывая, ударит по голове лопаткой;
- в три года ребенок уже знает некоторые правила и сначала может поспорить, хотя и драка не исключается;
- в дошкольном возрасте ребенок знает, что драться нельзя, что это причиняет боль;
- у некоторых детей агрессия может быть следствием недостаточности психических ресурсов, т.е. ребенок устает, перевозбуждается и происходит срыв.
В подростковом возрасте агрессия часто отражает трудности в общении, заниженную самооценку, тревожность, ожидание враждебности от окружающих, предпочтение действовать, а не выражать свои мысли словами, недовольство собой (агрессия выступает как компенсация), неудовлетворенность в любви и доброте.
Многие дети проходят период – между двумя и четырьмя годами, – когда удары и кусание являются единственной формой общения, для того чтобы показать это свое состояние, например: «Я сержусь, а ты не понимаешь», или «Я хочу это, а ты не даешь!». Не умея выразить свои желания словами, дети порой склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов. Это вполне нормальная стадия развития может превратиться в дурную привычку, если, подрастая, ребенок не научится подавлять свою агрессию. Справиться с агрессивным поведением ребенка на этой стадии развития можно, если взрослые в своем поведении будут придерживаться определенных правил, потому что исследования показывают, что агрессивность передается также через подражание. Одни дети становятся агрессивными, подражая сверстникам, другие – из-за того, что постоянно подвергаются насилию в семье или наблюдают жестокие отношения, где скандалы и драки являются единственным способом решения всех проблем. В таких семьях вся обстановка способствует усвоению ребенком норм агрессивного поведения, потому что добиться своего он может только грубостью, дерзостью и насилием.
Ученые также обнаружили у детей связь между просмотром телепередач со сценами насилия и возникновения склонности к агрессии, есть предположения, что такая агрессия носит временной характер, а если сцены насилия ребенок смотрит каждый день по три-четыре часа? Тогда у ребенка идет подкрепление агрессивного поведения.
Родителей очень часто волнует и беспокоит агрессивность ребенка, даже самые терпеливые вполне справедливо начинают негодовать, если ребенок ударит их, желая дать выход своей злости. До трехлетнего возраста возможны обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей такого возраста все-таки не характерна. Если ваш трех-четырехлетний ребенок без конца дерется с товарищами по детской площадке, кусается, набрасывается на маленьких детей, отбирает у них игрушки, так что никто не хочет с ним играть, внимательно приглядитесь, и задайте себе вопрос, что травмирует его дома? Может быть, он пытается ударить других детей, потому что ему хочется стукнуть своего младшего брата, но он боится вас? А может быть, он отнимает игрушки у других, потому что у него своих слишком мало? Или ребенок вообразил, что игрушки – это свидетельство родительской любви?
Очень разумно поступают те мамы, которые на детскую площадку берут с собой сумку со своими игрушками – это способствует возникновению дружелюбных маленьких компаний, в которых малыши учатся «обмениваться на время», а не драться и не вырывать игрушки друг у друга. Самый лучший способ борьбы с агрессивностью – быть внимательным к ребенку, заботиться о нем, устанавливать правила поведения только в дружелюбной форме, дружить с ребенком, никогда не критиковать его в присутствии других людей, не проявлять силу (не шлепать), не читать нотации и всегда быть в курсе того, как он ведет себя в отсутствие мамы. Именно понимание причины детской агрессивности помогает взрослым вести себя правильно в любой ситуации.
Ребенка, который постоянно дерется на детской площадке, сначала нужно строго предупредить: «Если будешь драться, то сразу же уйдем с площадки, и будешь играть один». Не послушается – увести ребенка минут на десять, а перед возвращением к детям нужно снова предупредить о том, что прогулка закончится, если будет вести себя по-прежнему. Лишение возможности общения с другими детьми действует гораздо лучше физического наказания.
Таким образом, вы сразу же устанавливаете правила: «Мы никого и никогда не бьем, и нас никто не бьет». Для детей старше четырех лет требования более подробные: «В нашем доме существует правило: подожди, если тебе хочется поиграть игрушкой, с которой играет другой». Этих требований нужно строго придерживаться, до тех пор пока у ребенка не выработается привычка и навык совладания со своими эмоциями и в этом ему должен помочь взрослый. В период проявления детской агрессии взрослому необходимо научиться контролировать собственные негативные эмоции. Неправильным поведением взрослых можно считать повышение голоса и переход на крик, угрожающая поза, негодование, высмеивание и передразнивание, «чтение морали», угроза наказания или само наказание, подкуп, негативная оценка личности ребенка, втягивание в конфликт посторонних людей, рукоприкладство, сравнение ребенка с другими детьми, да еще и не в его пользу. Маленького ребенка нужно успокоить, отвлечь и переключить его внимание, а когда он успокоится обязательно поговорить с ним «что такое хорошо, а что такое плохо». Для сохранения позитивной репутации важно публично спросить у ребенка: «Ты ведь не хотел его обидеть?» или «Ты неважно себя чувствуешь?» А наедине предложить компромиссное решение и потребовать его выполнение. Период успокоения часто является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленького ребенка можно усадить рядом с собой на две – три минуты, чтобы его ничего не отвлекало. А ребенка постарше отправить в свою комнату – подумать. Когда ребенок реагирует должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия, похвалите его: «Мне нравится, как ты поступил». Ребенок лучше реагирует на похвалу, особенно когда видит, что родители довольны им.