Консультация для родителей: «Чтобы ребенок был послушным»
Когда вам нужно обсудить с ребенком что-то важное, выбирайте моменты, когда ребенок спокоен и способен услышать вас. Для подобных бесед лучшее время перед сном, во время купания или когда вы вместе едете в машине. Помните, что важную роль играют правильно подобранные слова и тон голоса.
Будьте поближе к ребенку, погладьте его по руке, посмотрите в глаза, прежде, чем начать говорить. Вам может показаться, что малыш игнорирует вас, но это может быть не так — маленькие дети часто настолько увлечены делом, что, действительно не слышат вас.
Обращайтесь к ребенку четкими и понятными словами, чтобы он понял, что вы от него хотите.
Пользуйтесь «Я»-предложениями, выражая свою точку зрения, «Я»-утверждения, - это выражения от собственного лица, которые выражают собственные чувства, эмоции, убеждения и т.д., без давления на того, кто слушает. Например,кто-то из родителей говорит ребенку: «Я действительно сержусь. Мне не нравится смотреть на разбросанные игрушки, мне нужна помощь». И с этими словами ведут ребенка выполнять задание.
Не начинайте свои фразы с трех запрещенных слов : «если», «ты», «почему». «Если» воспринимается ребенком как угроза, «ты» - как сигнал натиска, «почему» - требует от ребенка объяснения его поведения, чего он чаще не может сделать.
Предупредите ребенка за 5 минут перед тем, как вам вместе надо будет начать уборку или идти на улицу, одеваться и т. д. Можно сказать так: « Скоро будем обедать. Когда зазвонит будильник, пожалуйста, иди помой руки, а потом будем обедать».
Разбейте задание на меньшие части, давая одну инструкцию за раз, пусть ребенок выполнит одну просьбу и только потом получит следующее задание.
Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов. Дети лучше реагируют на простое: «Обуваем сапожки», чем на тираду, вроде; «О, Боже! До занятия 5 минут! Коля, ты слышишь? Где твои сапоги? Немедленно обуй их!»
Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка. Например, поместите в коридоре табличку с нарисованными курткой, шапкой, варежками, шарфом, чтобы напомнить ребенку, что ему нужно взять, собираясь в детский сад или школу.
Для привлечения внимания попробуйте тихонько петь или шептать вместо того, чтобы кричать. Некоторые дети слушают внимательнее, когда что-то плохо слышат.
Если хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, то замените команду вопросом.
Показывайте, что понимаете чувства детей. Дети становятся более успешными, когда чувствуют, что их понимают.
Помните, что «слушание» - это улица с двусторонним движением, поэтому демонстрируйте ребенку желаемое поведение. Покажите ему пример, прекратив заниматься своими делами, и, действительно, выслушав его, когда ребенок вам что-то говорит